Niksma

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Niksma » Беседка » Игры и маски нашего реала.


Игры и маски нашего реала.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Что наша жизнь? - Игра!
http://s1.uploads.ru/i/dJqwb.jpg
   Реал, виртуал, кажется спор мы ведем из ниоткуда и постоянно. Часто на форумах, в блогах, в чатах возникает подобная тема под тем или иным соусом. А на самом деле наша реальная жизнь, насколько она реальна?
   Не скрою, я люблю фильм "Маска" с Джимом Керри, но не потому, что это пародия на высокохудожественный фильм, и не потому, что Джим Керри превзошел себя в роли главного героя. Но тема, поднятая в фильме действительно серьезна и актуально в наше время, время 2010 года, как никогда.
   С развитием технологий грань между реальностью и виртуалом стерта настолько, что люди уже стали приобретать зависимость от средств связи, технологий виртуального общения. Ещё чуть-чуть и уже мы начнем ощущать передаваемые нам вкусовые, обонятельные и осязательные  раздражители, как свои собственные. Ну чем не "матрица"?
   Многие через интернет нашли работу, в сети созданы гипермаркеты, аптеки, радио, телевидение... Мы переносим на электронные носитель нашу жизнь, отцифровываем наши эмоции и чувства (смайлики хотя бы). Как то одна девчонка в чате выразилась...

01:05:40 LEDOKOL: не-Белка, Да я посмотрела, говорю же посмотрела у меня есть такие и не только такие..Голос разума? При чём тут голос разума если у меня три сайта полностью со смайликами есть в закладках. при чём тут разум?

Мы все дальше и дальше отдаляясь от ... (тут я запнулся)... А собственно от чего мы отдаляемся то?

Теги: жизнь, игра

2

Игровая деятельность.
   Если проанализировать любую человеческую деятельность до самих пределов нашего познания, она окажется не более, чем игрой. Нечто Сущее помимо игры в чистом виде как искусственно сконструированной модели реальной жизни создало большое количество игровых элементов, которые вкраплены в эту жизнь, переплелись с нею порой до такой степени, что трудно провести грань между игрой и борьбой за существование, используя для реализации своего Бытия врожденные стремления человека стремиться ввысь, переживать чувство удовольствия от борьбы, напряжения и победы, разгадывания тайн, создания вокруг себя красоты и гармонии.
   Элементы игры пронизывают труд, бизнес, войны, художественное и научное творчество. Между реальной жизнью и игрой нет непроходимой границы. Более того, эта граница не просто проходима, часто она совершенно размыта, и отделить игру от работы довольно сложно, а порою и невозможно.
   Следует отметить, что игра старше культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое общество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он их научил играть. Но необходимо сразу же выделить один весьма важный пункт. Даже в своих простейших формах и уже в жизни животных игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная физическая реакция.
   Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое. Что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл.
   Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае этим «смыслом» игры ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры.
   Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т. п.) заметно меняются. Поведенческие изменения зачастую сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний Я.
   Психологи и физиологи, наблюдая, описывая и объясняя игры животных, детей и взрослых пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании, при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно принимается за отправную точку мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Однако во всех толкованиях общим является то, что они исходят из посылки, что игра совершается для чего-то иного, служащего в свою очередь некой биологической целесообразности.
   Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра «представляет» борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Слово «представлять» по своему происхождению значит «ставить что-то перед глазами». Это представление есть «как будто» воплощение, мнимое осуществление, есть плод «воображения», то есть выражения или представления в образе.
   Для раннего человека что-то мочь или сметь означало власть, а что-то знать – магическую власть. Ибо для него всякое знание находилось в прямой связи с самим миропорядком. Поэтому во время священных празднеств люди состязались в подобном знании, ибо в произнесенном слове, по их мнению, оживает влияние на упомянутый мировой порядок.
   Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой. Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа.
   Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы – свой второй измышленный мир.
   Поэзия намеренно культивирует способность языка творить образ. Все, что в поэзии постепенно признается как осознанное качество: красота, священное, магическая сила – первоначально вплетено в примат игры. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так, что каждый образ играя, отвечает на какую-либо загадку. Элементы и средства поэзии следует понимать как игровые функции. Зачем человек подчиняет слово размеру, метру, ритму? Бытие поэзии протекает большей частью в форме коллективных игр, и Хейзинга полагает, что человек сочиняет стихи, потому, что он должен играть в коллективе.
   Большое внимание уделяется формообразующему значению исторически складывающихся идеалов социальной жизни, в которых содержится много игрового, и более всего они связаны с областью мечты, фантазии, утопических иллюзий. Игра – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную историю культуры. Если провести некую параллель с теннисом, то мечта помогает играть и стремиться к лучшему. Она помогает переживать неудачи, работать и продолжать двигаться вперед, достигая новые цели.
   Игра – это такое действие, которое сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку. Настроение игры есть отрешенность и восторг – священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или просто забавой. Это – свободное действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилами вне сферы материальной пользы или необходимости.
   Игра имеет склонность быть красивой. Слова, с помощью которых мы можем именовать элементы игры, принадлежат в большей частью сфере эстетического. Это те же термины, которыми мы обозначаем проявления прекрасного: напряжение, равновесие, балансирование, чередование контраст, вариантность, завязка и развязка, разрешение.
   Когда игра порождает красоту, то ценность этой игры для культуры тотчас становиться очевидной. Однако, безусловно необходимой для становления культуры подобная эстетическая ценность не является. С равным успехом в ранг культуры могут возвести физические, интеллектуальные, моральные или духовные ценности. Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее растворяется она в культуре.
   Раскрывая взаимосвязь архаической культуры и игры, Й. Хейзинга находит, что по всей Земле на территории обитания раннего человеческого общества господствует комплекс абсолютно однотипных представлений и обычаев агонистического характера. Готовое объяснение этой однотипности, этого подобия, он видит в самой человеческой натуре, которая постоянно стремится ввысь, неважно, будет ли эта высь земной славой или превосходством или победой над всем земным.
   Игра и есть та самая врожденная функция, благодаря которой человек осуществляет это свое стремление. Играющий, коль скоро он одержим желанием выиграть, должен держаться в предписываемых игрой рамках дозволенного. Рассматривая различные виды состязаний – загадки, средневековые турниры, войны, правосудие, культовые обряды и празднества, научные споры и конкурсы на лучшее знание, прослеживается священный ритуал и праздничное состязание – вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра и в игре. В постоянно возобновляемых, освященных ритуалами боевых игрищах прорастают сами формы культуры, развивается структура общественной жизни. Аристократический быт принял форму возвышающей игры, игры чести и доблести. Идея благородного соперничества, таким образом, является одним из самых мощных импульсов культуры.
   В психологии существуют понятия «моральное убеждение», «моральное поведение». Моральное убеждение определятся как процесс принятия решения, во время которого оценивается правильность или не правильность действия. И моральное поведение представляет собой осуществление действия, которое считается правильным или неправильным. Таким образом, моральное убеждение является результатом индивидуального опыта, а также психического развития и, как считают, определяет моральное поведение.
   Кроме этого моральное убеждение рассматривают как совокупность общих этических принципов, которые лежат в основе выявления порядочности.
   Среди общих признаков игры отмечается напряжение или непредсказуемость. Элемент напряжения составляет в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. Чтобы нечто «удалось» требуются усилия. Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, вполне определенное этическое содержание.
   Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? В ситуации неизвестности появляется ощущение тревоги. Состояние тревоги представляет собой временный, постоянно меняющееся эмоциональное состояние с субъективными, сознательно воспринятыми ощущениями тревоги и напряжения, связанных с активизацией автономной нервной системы.
   Кроме всего выше сказанного об игре необходимо заметить следующее. Гадамер увидел всю действительность как замкнутый смысловой круг, в котором выполняется все. «В тех случаях, когда действительность понимается как игра, на первый план выступает действительность игры. Мир произведения искусства, в котором игра, таким образом, полностью  выражается в единстве своего процесса, на деле представляет целиком и полностью преображенный мир, по отношению к которому всякий может узнать, «как на самом деле».
   Это преображение, в ходе которого человеческая игра достигает своего завершения и становится искусством, называют преобразованием в структуру. Важным следствием из этого положения является то, что только в этом случае выказывается отдельность игры из изобразительной деятельности играющих, и игра состоит в чистом явлении того, что они играют. Игра как таковая, в том числе и непредсказуемость импровизации, принципиально повторима и в этой мере постоянна. Ей присущ характер произведения, «эргона». В этом смысле её называют структурой.

3

Игра. Ранний возраст.
   Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполнятся с предметами, для этого не предназначенными ( или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл ( т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет ( т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли ( мамы, воспитательницы, парикмахера и т.д.)
   Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включат ряд последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.
   Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы.
Пример.
Дима (1г.1м.) Идет по коридору с ложкой в руке. Увидел полиэтиленовый бидон, начал катать его по полу. Потом сел около него на пол и начал изображать еду: совать ложку попеременно в бидон и в рот.
   Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет руки кубиком», «измеряет температуру» палочкой. Это игровые заместители реальных вещей. Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Но на первых порах ребенок не дает им игровых названий. Если его спрашивают каким предметом он пользуется, он называет заместитель.
   Использование предметов-заместителей переходит в изобразительную игру, когда ребенок начинает давать им названия замещенных предметов и действовать с воображаемыми, несуществующими предметами.
Пример.
Аня (2г.3м.). Рукой куклы как будто берет что-то с бумажки, лежащей на столе, потом приближает руку куклы к ее рту и говорит: « Леля, кусай сасека» (Леля, кушай конфету), потом подносит руку куклы ко рту наблюдательницы, говоря: «Иди, кусай сасека».
   Изобразительная игра усложняется, включает все больше связанных между собой действий, приобретает сюжет. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше. Чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте.
   Для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия. Самая важная игрушка для малыша – кукла. Ведь она «заменяет» человека и, так же как и сам ребенок может выполнять разные роли в игре. Исследования, проведенные с детьми второго-третьего года жизни, показали, что куклы, имеющие много деталей ( одежду, прическу и др.) и слишком похожие на ребенка, мало способствуют развитию сюжета и появлению ролей. Ребенок слишком увлекается выполнение предметных действий с такими куклами ( раздеванием, причесыванием и т.п.), не имеющими для него игрового смысла. Намного лучше куклы, только условно передающие основные черты человека, без лишних деталей, но зато с достаточно определенным выражением лица ( веселые, грустные). Они наталкивают ребенка на проявление отношения к себе, как к  человеку, помогают ему придумать сюжеты игры.

4

Сюжетно-ролевая игра.
Строение игры.

   Игра имеет определенную тему. Дети играют в  «семью», «поликлинику», «путешествия», «зоопарк» и прочее. Все это – разные темы игр. Большей частью тема игры берется из окружающей действительности, но часто возникают игры на сказочные темы ( «в Вини - Пуха», «в Белоснежку» и др.).
   В соответствии с темой строится сюжет игры – это те события, которые изображаются в игре. Сюжеты игр (за исключением самых примитивных) включают обычно определенную последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спать и т.д. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Например, игра  в «семью» в одних случаях может включать изображение стирки, уборки, а в других – прогулки, приема гостей и др.
   Разыгрывая тот или иной сюжет игры. Ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму. Если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это – роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле.
   Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее. Начинает придумывать сюжет игры.
   В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.
   Роли выполняются при помощи игровых действий. Доктор «выслушивает больного», делает ему «укол», дает указания о режиме. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и др.), а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и т.п.).
   В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.
   В игровых действиях используется игровой материал. Это – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала в том, что предметы используются в игре, как правило, не в своем собственном значении, а как заместители других, настоящих предметов.
   Хотя игра допускает достаточно свободное использование игрового материала, предметы-заместители совсем не обязательно должны быть похожи внешне на те настоящие предметы, которые ими изображаются. Выбор этого материала имеет большое значение. Во-первых, определенные игрушки, особенно если они представляют собой тематический набор («Доктор Айболит», «Парикмахерская» и др.), могут наталкивать детей на выполнение соответствующей роли, выбор темы и определение сюжета игры. Во-вторых, Игровой материал должен обязательно давать возможность выполнения с ними игровых действий. Когда детям предлагали поиграть в игру, где целая спичка должна была изображать маму-медведицу, половинка спички – ее сына Мишутку. А спичечный коробок – его постельку, они охотно соглашались. Однако предложение сделать Мишуткой коробок, а постелью – спичку вызвало решительные возражения: «Так не бывает».
   Когда играют вместе двое или больше детей, они вступают в ролевые отношения между собой, которые определяются ролями и выражаются в ролевых действиях, обращенных друг к другу.
   Кроме ролевых отношений в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. Они договариваются о том во что будут играть, распределяя между собой роли, игровой материал, обсуждают те или иные стороны сюжета, нередко делают друг другу замечания. Иногда реальные отношения приводят к конфликту между собой и совместная игра распадается.

5

Сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры.
   Маленькие дети играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
   Особенность игр маленьких детей состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя «в доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, они стараются точно повторять внешние действия врача.
   В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить.
Непосредственным толчком к началу игры у них служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду), либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.
   На протяжении возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным. Происходит оно постепенно. Сначала ребенок проявляет интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться, и каждый играет сам по себе.
   В более длительное общении дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими.
   Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых, но и взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей (2-3) ребенка, часто играющих вместе. Их объединяет к одним и тем же темам игр.
   Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью
   Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдать известные им правила поведения людей в той или иной ситуации, которую отражает сюжет игры.
   Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, решать возникающие споры и недоразумения. Однако в три-четыре года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Руководство должно заключаться в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.
   Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными - игроками.

6

Сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры.
Игры старших детей

   Сюжетно-ролевая игра у старших детей, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества – освоение.
   Как правило, они заранее планируют игру – договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Сам же сюжет определяется в ее ходе за счет выполнения каждым участником своих ролевых действий, обращенных к партнерам по игре, и их ответных действий.
   Однако далеко не всегда детям удается (особенно при большом количестве участников игры) последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях требуется специальное обсуждение дальнейшего хода игры, нередко – вмешательство взрослого.
   В играх, имеющих развернутый сюжет, уже невозможно «буквально» выполнить каждое игровое действие – это только тормозит развитие сюжета. Поэтому игровые действия старших детей выглядят скорее намеком на выполнение, чем реальным его выполнением. Они приобретают условный характер: еда изображается одним взмахом руки по направлению ко рту, письмо – проведением рукой в воздухе над бумагой и т.п. Значительная часть действий вообще не выполняется, а только обозначается словесно («Уже поели», «Едем», «Приехали»). Поскольку для детей самое важное – передать ролевые отношения, основные значения приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры.
   Все больше внимания дети уделяют точному соблюдению правил, которые налагает на каждого участника игры выполняемая роль. Отклонение от их выполнения сразу же замечается партнерами по игре и вызывает их осуждение. Изменяется в старшем детском возрасте и использование игрового материала. Поскольку игровые действия выполняются большей частью условно, для них не нужны предметы, с которыми можно действовать, как с настоящими. Значительно более привлекательными для детей становятся аксессуары, обозначающие роль (подзорная труба для капитана, бескозырка -  для матроса, сумка с красным крестом и белая шапочка – для врача  и т.п.).
   Сложный характер приобретает у старших ддетей соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились дети, постоянно являющиеся организаторами игр. Они обычно получают и главные роли. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяя действия остальных участников.
Пример.
Денис (5л.8м.). Обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «Я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестер, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. В результате игра вертелась вокруг него, он поочередно посещал всех врачей и лечился.
   Организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников. Их индивидуально-психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальное взаимоотношения детей в играх и через это – на общий стиль общения детей и их поведение. Поэтому со стороны воспитателя требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа с ними.
   У детей наряду с сюжетно-ролевой игрой, получает развитие другая ее разновидность – режиссерская игра. Это – одиночная игра, но как бы впитывая опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.
   Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Это, например. Сражения целых армий, имеющих генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков, всадников, танков, пушек.

7

Игры с правилами
Развитие игры.

   Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем детском возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и обучающая. Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. 
   Подвижные и обучающие игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении. Что содержат в себе ее элементы – иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда – привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда – явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.).
   Общая особенность подвижной и обучающих игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших детей, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

8

Да ты про всю нашу жизнь написал )))


Вы здесь » Niksma » Беседка » Игры и маски нашего реала.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно